Дмитриева  Валентина  Алексеевна   учитель - логопед

«Прищепки»

как игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики рук.

(из опыта работы)

Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Для успешного овладения графикой письма, очень важно развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Рука должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланга пальцев.
Развитие мелкой моторики может осуществляться на различных занятиях (рисование, лепка, конструирование, подготовка руки к письму). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Если ребята отказываются от такой деятельности, тогда следует применять дидактические пособия, которые представляют собой широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
В игровой форме, даже если детям приходится выполнять большое количество упражнений, дети, никогда не жалуются на усталость рук.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук у детей.
Действовать с прищепкой можно путем напряжения (сокращения) и расслабления мышц руки. Я использую на различных занятиях и во время самостоятельной деятельности детей целую серию игровых пособий для развития ручной умелости. Использование таких пособий позволяет решить задачи:
- закреплять знания основных цветов;
- учить открывать и закрывать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки;
- развивать мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь;
- воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата;
- развивать ощущения собственных достижений и формирование положительно настроя на совместную с взрослым работу;
- стимулировать речевую активность детей.
На начальном этапе я использую пластиковые тары разных цветов. Ребенок учится концентрировать внимание на овладении навыком работы с прищепкой. Когда дети усвоят действие с прищепкой, я предлагаю пособия с различными изображениями, тогда внимание направляется на объект и на определение зоны прикрепления прищепки с ориентацией на цвет.
Игра « Почини расческу»
Логопед предлагает детям причесать куклу, но замечают, что у всех расчесок сломаны зубчики. Дети выбирают из коробки прищепки одного с расческами цвета и «чинят» расчески. Прищепки выполняют роль зубцов.
Игра « Волшебные рыбки»
Загадывается загадка:
«Плаваю под мостиком и виляю хвостиком».
Дети показывают части тела рыбки: глазки, ротик, хвостик, плавники. Логопед выкладывает перед детьми вырезанные из цветного картона заготовки рыбок. На них нарисованы рты и глаза, но отсутствуют плавники и хвосты. Дети выбирают подходящие по цвету, прищепки и добавляют рыбкам хвостики и плавники.
Игра « Веселые гномики»
Гномики хотят, чтобы бороды у них стали длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета.
Игра « В лесу живут цветные ежики»
Загадка:
«На спине иголки,
Длинные, колкие.
А свернется в клубок –
Ни головы, ни ног.
Ежики потеряли свои иголки. Помогите ежам найти свои иголки. Логопед дает детям вырезанные из цветного картона заготовки ежей, на которых нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спине ежей прищепки.
Игра « Зеленая красавица»
Загадка:
«Колкую, зеленую
Срубили топором.
Красивую, зеленую
Принесли к нам в дом,
- Да, это елочка. Она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Логопед раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки. Дети в игровой форме делают пушистые гривы коньку-горбунку, сказочному льву, большой хвост жар-птице, индюку, павлину; возвращают цветам лепестки: ромашке, васильку, астре, ноготкам, колючку кактусу. Возвращают лучи солнышку.
Эти красочные образы вызывают у детей эмоциональный отклик и желание играть продолжительно. Дети с воодушевлением дополняют недостающие части у изображений путем прикрепления прищепок, сопровождают свои действия речью, дают имена персонажам, играют с ними, придумывают истории.

Тема: «Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми»

(игры-имитации)

(из опыта работы)

 

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации. Развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии.

Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.

У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является прологом к будущим театрализованным играм.

В работу включаю игровые упражнения по развитию мимики:

  • «Съели кислый лимон» (дети морщатся);
  • «Рассердились на драчуна» (сдвинули брови);
  • «Встретили знакомую девочку» (улыбаются);
  • «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот);
  • «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
  • «Обиделись» (опускают уголки губ);
  • «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

 

Включаю и игровые упражнения по обучению жестам:

  • «Покажите высокого мальчика, «низкого», там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

 

А также игровые упражнения по развитию пантомимики.

  • «Расцвели, как цветы»;
  • «Завяли, как травка»;
  • «Полетим, как птицы»;
  • «Идет медведь по лесу»;
  • «Крадется волк за зайцем»;
  • «Плывут уточки»;
  • «Идут пингвины»;
  • «Жук перевернулся на спину»;
  • «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»);
  • «Мчатся олени».

 

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают уверенность, дети легче переключаются с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях человека.

На втором этапе я использую такие приему, как сопровождение моих действий и действий детей словами. Затем перехожу к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных и т.д.).

Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей.

Например:

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади.

Полежи и отдохни, отдохни.

 

После театрализованной игры я задаю детям вопросы:

  • «как выглядит зайчик?» (маленький, крошечный, пушистый, серый)
  • «что он умеет делать?» (прыгать, скакать, щипать травку, умываться)
  • «кого он боится?» (волка, лису).

 

Ситуацию речевого общения иногда усложняю, вводя в игру куклу (Петрушку, незнайку, Буратино). Дети с удовольствием вступают в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть.

 

На третьем этапе дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому этапу работы соответствует настольная театрализованная игра «Петушок и кот».

Вопросы формирую таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления.

  • Почему котенок вылез из дымохода черным? (испачкался в саже, труба от дыма черная) 
  • Почему он стал белым? (сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке) 
  • Почему он стал серым? (пыль серого цвета) 
  • Какого цвета он на самом деле? (полосатый? черный? белый? пятнистый? рыжий?) 
  • Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (надо его вымыть) 

 

На следующем этапе я подвожу детей к более сложному виду театрализованных игр. Я даю детям возможность ходить вместе с куклой по группе, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных диалогах: «Волк и лиса» и т.д.

Для решения психокоррекционных задач на роль волка, лисы выбираю неуверенных в себе, робких детей.

В театрализованных играх в интересной для детей форме можно решать различные речевые задачи.

Например: для театра на фланелеграфе можно использовать такой текст:

- Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?

- А я, брат-шмель, и сам не пойму.

- Как это не знаешь? Вот, например, ландыш – он.

- То ландыш.

- А вот, например, ромашка – она.

- Так то ромашка.

- А ты кто такой?

- Я-то? Да я, шмель, иван-да-марья.

 

После я задаю вопрос «Кто же этот цветок – он или она?» (и он, и она).

По аналогии дети определяют род имен существительных, обозначающих названия цветов: ромашка, ландыш и т.д.

 

На четвертом и пятом этапах, когда развивается речь без зрительной опоры, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям. Дети не боятся выступать перед зрителем.

На занятиях я использую разные по жанру литературные тексты. Один и тот же текст мои дети инсценируют в разных видах театра.

 

В заключение хотелось бы сказать, что широко используя театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приемов логопедической работы.

  • Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента. 
  • Проводить такие игры надо систематически. 
  • Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. 
  • Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику. 
  • Подбирать игры для театрализации на первых трех этапах работы надо по схеме «логопед – дети», на последних двух – «ребенок – дети» (логопед выступает в роли посредника, ненавязчивого режиссера). 

Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.

Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Звуки [Б], [Б’]"

Программное содержание:

1. Закрепление звуков [З], [З’], придумывание слов со звуками [З], [З’] и нахождение места звука в слове.

2. Знакомство с новыми звуками [Б], [Б’].

3. Воспитание навыка четкого произношения звуков [Б], [Б’] в слогах, словах, предложениях.

4. Различение звуков [Б], [Б’] по мягкости и твердости.

5. нахождение места звука в слове (начало, середина, конец) (или в какой-нибудь части).

6. Анализ и синтез слов «кубок», «кубик».

7. Развитие внимания, памяти, фонематического слуха.

8. Составление предложения по сюжетной картинке;

Анализ предложения;

Выкладывание схемы предложения.

9. Совершенствовать самостоятельность в работе. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

 

Оборудование:

Красочный конверт, игрушка «Незнайка», шапочки-шлемофоны, маленькие зеленые и большие синие самолетики на ниточках, картинки со звуками [Б], [Б’] (деревья: дуб, рябина, береза, верба, яблоня, барбарис, боярышник, бузина) и другие предметы со звуками [Б], [Б’], пеналы фишками, схемы предложений, сюжетная картинка для составления предложения, игрушки: барабан, бубен, белка, собака, наборное полотно, медали, вырезанные из бумаги.

Ход НОД.

I. Организационный момент.

До начала занятия, когда дети подходят к кабинету, на двери они видят большой красочный конверт. Возникают вопросы: что это? что там написано? Я беру конверт в руки и говорю детям, что это письмо от Незнайки.

Вскрываю конверт и читаю: «Дорогие дети из логопедической группы №1! Я приглашаю вас совершить космический полет на ракете. Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно трудиться, преодолевать трудности.

Незнайка».

– Ну, как, ребята, принимаем приглашение Незнайки? – спрашиваю детей.

Все дети выражают согласие, входят в кабинет и видят плакат с изображением Незнайки (или игрушку).

– А как же наш учебный день, наше занятие? Ведь мы пришли в кабинет учиться? – спрашиваю детей.

Дети дают разнообразные ответы, на основании которых делается вывод, что мы все вместе отправимся в путешествие и занятие проведем на борту космической ракеты.

– Ну, а как мне теперь вас называть: ведь теперь вы не только дети? – спрашиваю ребят. Суммируя ответы детей, мы приходим к единому решению, что дети теперь члены космического экипажа.

– Итак, сегодня мы совершаем полет в неизведанное космическое пространство. Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:

1) точно и правильно выполнять задания;

2) быть очень внимательными;

3) регулярно выполнять физзарядку;

4) не допускать ошибок – иначе ракета может потерпеть аварию.

– Внимание! Экипажу занять свои места в ракете. Надеть шлемофоны, пристегнуть ремни (дети имитируют эти действия).

– А сейчас предлагаю экипажу провести артикуляционную гимнастику, чтобы подготовиться к старту.

а) «Молчанка» (губы сомкнуты)

б) «Чей самолет улетит дальше» (произнося звук [Б], дети дуют каждый на свой самолет).

– Итак, повышенное внимание! Пуск! Мы в полете!

 

II. Повторение пройденного материала.

– Пока ракета набирает скорость, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии?

– Звуки [З], [З’].

– Что вы узнали про эти звуки? (характеристика звуков).

– Вспомните слова с этими звуками, найдите место звука в слове.

III. Постановка цели.

«Экипаж, внимание!»

– Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

– Посмотрите на Незнайку: по–моему, он что–то захватил с собой в полет (за закатом с изображением Незнайки заранее были положены картинки (бант, батон, ботинки, белка, банан, банка).

– Незнайка решил загадать вам загадку, давайте попробуем все вместе ее отгадать.

Выставляются картинки на наборное полотно. Логопед называет предметы и дети определяют, какие звуки повторяются вначале каждого слова.

– Кто из членов экипажа догадался, какие звуки мы будем сегодня учиться правильно произносить?

– Звуки [Б], [Б’].

IV. Знакомство со звуками [Б], [Б’].

1. Четкое произношение звука и уточнение артикуляции (губы сомкнуты без заметного нажима, потом резко открываются, звучит голос).

Игра «Самолетики». Детям даются самолетики на ниточках. Они их держат и произносят звук [Б], самолетики отклоняются, идет сильная воздушная струя. Произносим все вместе, а потом отдельные дети произносят звук [Б]. 

2. Характеристики звуков [Б], [Б’].

Выясняется, что звуки:

[Б] – согласный, звонкий, твердый;

[Б’] – согласный, звонкий, мягкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Различие звуков [Б], [Б’] в ряду других звуков.

– Члены экипажа, будьте внимательны, навстречу движутся грозовые тучки и издают звук [Б]. Мы будем разгонять с вами тучки «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]».

Логопед произносит звуки с «экраном».

М, Т, Б, К, С, Б, Н, З, Б, Т, Х, Б и т.д.

4. «Назовите лишний в ряду слогов».

Па – па – па – БА                            Ха – ха – ха – БА

Та – та – БА                           БА – ма – ма

Ка – ка – ка – БА                   Да – БА – да – да 

5. Различение звуков [Б], [Б’] по твердости и мягкости.

Игра «Самолеты».

– Экипаж, внимание! За бортом обнаружили самолеты (на фланелеграф прикрепляются большой синий и маленький зеленый самолеты).

– Как вы думаете, как гудит большой самолет? [Б] А маленький? [Б’].

– Какой самолет пролетает мимо нас? (дети показывают самолетики)

АБ – АБ (синие)                              БА – БА (синие)

АБ’ – АБ’ (зеленые)                        БЯ – БЯ (зеленые)

                            БУ – БУ (синие)

                            БЮ – БЮ (зеленые)

V. Физкультминутка.

Упражнение «Найди место звука в слове».

– Наша ракета все дальше и дальше удаляется от Земли. Как приятно вспомнить все, что связано с нашей родной землей! Представим себе, что мы на огромной лесной опушке. Кругом деревья, как красиво! Встаньте, пройдитесь по опушке, посмотрите какие деревья растут на лесной опушке.

(дети находят картинки с изображением деревьев: береза, рябина, дубы, верба, боярышник, бузина, яблоня, барбарис)

– Назовите эти деревья, в какой части слова слышатся звуки [Б], [Б’]? Какой звук в слове мягкий или твердый?

– А сейчас всем членам экипажа занять свои места, поправить шлемофоны, пристегнуть ремни. Сядьте удобнее. Мы продолжаем свой полет. Посмотрите в окно ракеты.

– Какие слова со звуком [Б], [Б’] вы можете назвать? (игрушки и предметы) (предполагаемые ответы: бубен, барабан, собачка, белка, буквы, азбука). 

VI. Анализ и синтез слов «кубок» – «кубик».

1. Логопед произносит слово «кубок» (или дается картинка).

– Космонавты, посмотрите какой предмет в космосе увидела я? (дети называют).

– Сколько слогов (или частей) в этом слове? (отхлопывают ладошками) (Ку–бок).

– Два (выкладываются слоги).

– Какой первый слог? (или часть)

– Ку –

– Сколько звуков в первом слоге?

– Два.

– Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.

– Звук [К] – согласный, твердый.

– Назовите второй звук. Какой он?

– Звук [У] – гласный.

– Произнесите два звука вместе.

– КУ –

– Выложите слог из фишек.

–   

– Что мы составили?

– Часть слова, слог.

– Назовите второй слог (или часть).

– БОК –

– Сколько звуков во втором слоге?

– Три.

– Назовите первый звук во втором слоге. Охарактеризуйте его.

– Звук [Б] – согласный, твердый.

– Назовите второй звук. Какой он?

– Звук [О] – гласный.

– Какой третий звук в этом слоге?

– Звук [К] – согласный, твердый.

– Произнесите все три звука вместе.

– БОК–

– Выложите слог из фишек.

  

– А теперь произнесите всё слово (дети выкладывают схему слова).

_____________________________

_____________     _____________        

                                           

– Сколько всего звуков в слове?

– Пять.

– Сколько согласных? Какие?

– Три звука: [К], [Б], [К].

– Сколько твердых звуков? Сколько мягких?

– Три твердых согласных.

– Сколько гласных звуков? Какие?

– Два гласных звука: [У], [О]. (вспомнить правило слогообразующей роли гласных)

2. Преобразование слова «кубок» в «кубик».

– Если в слове «кубок» заменить звук [О] на звук [И], что изменится? Какое слово получится?

– Получится слово «кубик».

– В схеме произошли изменения или нет?

– Звук [Б] превратился в звук [Б’].

Дети в схеме заменяют синюю фишку на зеленую.

_____________________________

_____________     _____________       

                                           

– Итак, наша ракета стремительно несется ввысь. Экипаж работает четко, слаженно. Сейчас предстоит серьезная работа. Нам осталось сделать последнее исследование и совершить мягкую посадку.

3. Работа с предложением.

а) Составление предложения по сюжетной картинке.

Обезьяны любят бананы.

Нахождение слов со звуками [Б], [Б’].

Анализ предложения.

Выкладывание схемы предложения.

_______________________________ .

__________   _________  _________ .

– Дети, что мы составим?

– Предложение.

– Из чего составим предложение?

– Из слов.

– Сколько слов в этом предложении?

– Три слова.

– Назовите 1–ое, 2–ое, 3–е.

– С какой буквы начинается предложение?

– Первое слово в предложении начинается с большой буквы.

– Что ставится в конце предложения?

– Точка.

VII. Итог занятия.

– Наш полет приближается к концу.

– Ребята, я включаю рацию. Что можно сообщить на Землю о нашем занятии в космосе? Что нового вы узнали? (ответы детей).

– Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной, добросовестной работе экипажа. Прошу всех встать.

Экипажу космонавтов логопедической группы №1 объявляется благодарность.

Космонавты (перечисляются имена детей, которые особенно активно и добросовестно работали во время полета) награждаются медалями. Медали вырезаны из бумаги, на них сделана надпись:

«Благодарим за хорошую работу».

Конструктор сайтов - uCoz