Егорова Анастасия Александровна.

  Учитель-логопед.   Образование:высшее, ЕГПУ, 2010г.  Педагогический стаж: 2 года

Как распознать леворукого ребенка.

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут, шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

         Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Существуют мифы о леворукости как патологии, фантастических способностях, и даже гениальности леворуких. Но это лишь мифы, которые оказываются бездоказательными при тщательном анализе.

           Леворукость определяет только ведущую руку, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можете утверждать, что он леворукий.     Однако является ли он левшой в целом, можно определить только после выявления у него ведущего   глаза, ведущей ноги и ведущего уха.
         Причины леворукости могут быть различными.
        Чаще всего встречается, так  называемое, генетическое левшество.  Установлено, что леворукость  чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.
         Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария.

     Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным (в раннем детстве подражательность является ведущей составляющей развития).
     Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. Нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке.

      Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария.

Так как причины происхождения леворукости могут быть разными, то  нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой, потому что именно в этом возрасте начинается подготовка  к письму, ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

      Для выявления леворукости ребёнка используются различные тесты, пробы и задания.          Одним из широко известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки.

У правшей сверху ложиться большой палец правой руки, у левшей- левый.     

Второй, тоже широко известный «поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть- под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

Для определения леворукости используются пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

       Для выявления леворукости можно использовать специальные игровые задания. Часть из них - бытовые, часто используемые - дети выполняют обеими руками, поэтому заданий несколько.

       Первое задание - рисование. Перед ребёнком кладут лист бумаги и карандаш  и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может).  После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой.  В этом задании учитывается  какой рукой ребенок работает и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше - более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов.

       Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание «Построй домик из спичек (палочек)». Ведущая рука та, которая используется более активно. 

Четвертое задание «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.

      Пятое задание - вырезать ножницами по контуру рисунок. Ведущей считается более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

     Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

     Седьмое задание - выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна.

     Восьмое задание - развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел).

     Девятое задание игра «Построй из кубиков дом». Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.

     Порой эти задания не позволяют определить ведущую руку, тогда можно использовать дополнительные задания: сложить фигуры из спичек; намотать нитку на катушку; перелить воду из одного стакана в другой; стереть ластиком нарисованное; позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка; закрыть, открыть молнию на сумке; взять стакан и сделать несколько глотков воды.

     В раннем дошкольном возрасте леворукие дети не испытывают трудностей, так как ведущей деятельностью является игра, а в игре почти не имеет значения какая рука у ребёнка «главная», но как только начинается подготовка к обучению  письму, начинаются трудности. Требования к правшам и левшам предъявляются одинаковые, и методика обучения используется одна и та же. Стремление сделать леворуких “такими, как все”, “выровнять”,  создало проблему их переучивания. Главное, что следует понимать и помнить — переучивание может не только создать трудности в жизни ребёнка, но и стать проблемой на долгие годы.

     Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого ребёнка работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
     Вопрос о «смене руки» может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни.

     Переучивание даёт толчок всему негативному, обостряет все противоречия, создаёт стресс.

     Именно переучивание наряду со всем комплексом отрицательных воздействий может стать причиной возникновения неврозов. Виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны.

     У переученных левшей может наблюдаться астенический невроз — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у ребёнка может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки.

     Часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей, страх темноты, страх одиночества.

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости. У  таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности, замкнутость, недоверие к окружающим.

У переученных детей часто встречается невротическое заикание, оно может сочетаться со страхами, энурезом, тиками.

Так же  у переученных левшей могут наблюдаться следующие признаки: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; повышенная возбудимость, чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность,  раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство; вялость, заторможенность.

Значительная часть таких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно – моторных координаций, а также пространственного восприятия и зрительной памяти. Левши путают правую, левую сторону, верх и низ.

     Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка (тем более переученного левши), не ждите, что все пройдет само собой, не занимайтесь его лечением сами — обязательно обратитесь за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И, конечно, необходима совместная согласованная работа родителей, воспитателя и логопеда.         Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.

    Чтобы помочь леворукому ребёнку,  от родителей требуется терпение, время и силы.

Леворукий ребенок никогда не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Родители не должны  драматизировать ситуацию  неудач. Ребенку необходимо быть уверенном, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится. День леворукого ребёнка родители должны построить так, чтобы не было перегрузки и переутомления, ведь, как правило, такие дети возбудимы и легко утомляются. То есть необходимо создать ребёнку рациональный режим дня.

    Выполнение заданий родителей с леворукими детьми не должно быть причиной ссор, раздражения и конфликтов. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются.

    Родители должны с уважением, добротой  относиться  к такому ребенку.  Не стоит ругать ребенка, если он возбужден, отчитывать, если он сам расстроен. Есть очень важное правило воспитания:  хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок.

    Родителям необходимо  помнить, что леворукость сама по себе не патология, а один из возможных вариантов нормы, такой ребёнок очень раним и требует бережного отношения, внимательного и доброго.

    Важно приспособиться к особенностям леворукого ребёнка, которые необходимо учитывать в процессе воспитания, обучения,  и помочь ему адаптироваться. Для облегчения выполнения заданий родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

   - помогите левше  организовать свое рабочее место, организуйте быт маленького левши; особо  обратите внимание на наклон тетради при письме, положение предплечий, на удобное место для рисования и письма, где свет падает справа или прямо. Ведь это можно организовать только дома. В школе свет всегда будет падать слева, как нужно правшам;

   - выполняйте с леворуким ребёнком специальные упражнения, играйте  в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

   - примите это не как прихоть ребёнка, а как особенность устройства его мозга.

   - почитайте специальную литературу о детях левшах.

   - помогите своему леворукому ребёнку:

   - проявляйте терпение и понимание;

   - будьте готовы к тому, что ребёнок может долго путать правую и левую стороны, зеркально читать и писать;

   - не торопите его, помните, что ему трудно переключаться;

   - берегите ребёнка от чрезмерных нервных нагрузок.

    Леворукость не является причиной нарушения, отклонения в развитии или снижения интеллектуальных или физических способностей. Действительно, леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Есть много замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей,  журналистов,   левшей.
   Ещё раз хочется обратить внимание родителей на то, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

Конструктор сайтов - uCoz