Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы.
ТЕМА: «Сказочное путешествие».
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Программные задачи образовательных областей:
«Познание»- развивать восприятие, образные представления, память.
«Коммуникация»- активизировать словарный запас детей, на основе обогащения представлений. Совершенствовать выработку темпа речи, интонационной выразительности. Упражнять в согласовании слов в предложении.
«Чтение художественной литературы»- развивать умения запоминать сказки, вызывать желания повторять наиболее понравившиеся отрывки.
Оборудование: ткань для речки; цветок – фиалка, куколка маленькая (Дюймовочка) ; домик, герои сказки "Заюшкина избушка"; картинки героев сказок "Гуси-лебеди" и "Красная шапочка", герои других сказок; магнитная доска, стенд с книгами К.И.Чуковского, мыло, полотенце, зубная паста и щетка, тарелка, кастрюля, ложка, сковорода, чашка, самовар, баранки, монетка, градусник, вата, шприц, фонендоскоп, галоши, шоколад, перчатки, телефон; театр тактильных ощущений, волшебная книга, кубики.
Музыкальное оформление: аудиозапись "Звуки природы "(голоса птиц, шум ветра и ручья, слов Василисы Прекрасной, мелодии "В гостях у сказки").
Организационный момент:
Дети и воспитатель становятся на ковре в круг.
Воспитатель: ребята давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и скажем, друг другу «здравствуйте».
Воспитатель: а теперь поиграем.
Пальчиковая игра "Улыбнемся солнышку".
Улыбнемся солнышку: "Здравствуй, золотое!" (вытягивают руки вперед, ладонями вверх).
Улыбнемся небу: "Здравствуй, голубое!" (поднимают руки вверх).
Улыбнемся дождику: "Лейся, словно из ведра!" (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки).
Всем мы улыбнемся: "Пожелаем всем, добра!" (улыбаются и кланяются).
(Звучит музыка "В гостях у сказки")
Воспитатель: ребята, какая интересная музыка. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Дети: в сказку.
Воспитатель: правильно. Молодцы! Присаживайтесь на коврик, пожалуйста!
(Звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц)
Звучит аудиозапись с голосом Василисы Прекрасной:
"Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись! К ручейку пойдете и подсказку у рыбки найдете. С низким поклоном, Василиса Прекрасная".
Воспитатель: как вы думаете, дети, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
Дети: трудностей не боимся, давайте поможем Василисе Прекрасной.
Воспитатель: тогда вставайте и тихонько, друг за дружкой шагайте.
(Звучит аудиозапись - шум ручья)
Воспитатель: Смотрите, впереди - ручей! Как же нам его перейти?
Дети: перепрыгнуть, перешагнуть.
Воспитатель: вспомним слова Василисы, она сказала , что подсказка у рыбки.
Звучит аудиозапись с голосом рыбки : кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет.
Воспитатель: ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?
Дети: волшебная, чудесная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная .
(Переходят ручей).
Воспитатель: молодцы! Ребята, смотрите, какой красивый цветок! Кто знает, как он называется?
Дети хором: Фиалка.
(На полянке цветок, а в нем спряталась Дюймовочка).
Воспитатель: а кто живёт в цветке мы узнаем ,отгадав загадку:
"Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку"?
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, Дюймовочка спрашивает, какие вы знаете сказки? Давайте мы расскажем ей, при помощи наших пальчиков. Приготовили свои пальчики.
Пальчиковая игра "Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть…"
Раз , два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики),
Будем сказки называть, (хлопаем в ладоши).
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, .
Три медведя, Волк и лиса, есть Снегурочка – краса.
Жихарку не позабудем, Репку и Хаврошечку, знаем Волка и семеро козлят .(загибаем пальчики на каждое название сказки).
Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: молодцы! Дети, как вы думаете, чем можно порадовать Дюймовочку?
Дети: новое платье можно подарить, угостить сладостями, построить новый дом для Дюймовочки, она же живет в цветке.
Воспитатель: как вы думаете, что для нее будет наиболее важным?
Дети: давайте построим домик для нее, чтобы и зимой ей было тепло и уютно.
Дети строят дом из кубиков.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Дюймовочка очень рада новому дому. Нам пора дальше в путь. Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет?
Дети: сказка «Рукавичка».
Воспитатель: в этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите.
В рукавичке живут мышка,
Дети: поскребушка,
Воспитатель: лягушка?
Дети: попрыгушка.
Воспитатель: зайчик?
Дети: побегайчик,
Воспитатель: лисичка?
Дети: сестричка,
Воспитатель: волчок?
Дети: серый бочок,
Воспитатель: медведюшка?
Дети: батюшка.
Воспитатель: а сейчас мы отдохнём и немного поиграем.
Мимическая гимнастика:
Воспитатель: давайте, мы как мышка испугаемся;
Как лягушка похохочем (ха-ха-ха) ;
Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;
Как волк повоем (у-у-у) ;
Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;
Как медведь нахмуримся.
Воспитатель: Молодцы! Пора в путь дальше.
Воспитатель: Ребята, смотрите, домик. Кто сидит возле домика?
Дети: зайчик, сидит, плачет.
Воспитатель: как вы думаете, из какой он сказки?
Дети: сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель: о чём зайка плачешь?
Зайчик (ребенок в маске): как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да и выгнала меня.
Воспитатель: ребята, почему у лисички избушка растаяла?
Дети: потому что была ледяная.
Воспитатель: а ледяная, это из чего?
Дети: изо льда.
Воспитатель: что ещё может быть изо льда?
Дети: замок, сосулька, горка, каток.
Воспитатель: а лубяная, это какая?
Дети: из дерева.
Воспитатель: что бывает деревянным?
Дети: стол, стул, шкаф, дом, доска.
Воспитатель: что можно сказать о лисе?
Дети: хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная.
Воспитатель: давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.
Дети: зайчик и лиса подружились; построить лисичке новый дом; выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.
Воспитатель: молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу "Был у зайки огород".
Взаимомассаж "Был у Зайки огород":
Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины),
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (слегка постучать кулаками по спине снизу ввеpх),
Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).
А весною в огород,
Зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут").
Он сначала все вскопает,
Все вскопает,
Все вскопает (пощипывания).
А потом все заровняет,
Заровняет,
Заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь).
Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами ),
И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли"),
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).
Заровняет в то же время (опять поглаживания),
И потом у зайки вновь,
Вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки) .
Воспитатель: молодцы! Снова в путь шагаем, задания дружно выполняем. А теперь внимание, следующее задание:
Герои просят: "А сейчас, вы друзья узнайте нас".
(на доске картинки героев сказок "Гуси-лебеди" и "Красная шапочка", среди них герои совсем из другой сказки)
Дети: лишние: лиса, заяц, медведь.
Воспитатель: подскажите, из какой сказки эти герои?
Дети: из сказки « Теремок», из сказки «Колобок»
Воспитатель: молодцы! Умники!
Воспитатель: дальше в путь шагаем, что нас ждет, не знаем! Посмотрите, сколько перед нами книг. Интересно, знакомы ли нам эти сказки?
Воспитатель: чтобы узнать сказку, предлагаю поиграть в игру.
Игра « Узнай сказку по обложке».
На столе лежат книги : "Федорино горе", "Айболит", "Муха-Цокотуха", "Тараканище", "Мойдодыр". Дети по обложке, должны вспомнить название сказки
Воспитатель: (показывает книгу)- это сказка …
Дети: « Федорино горе».
Воспитатель: правильно, Молодцы! Скажите, чему она нас учит?
Дети: бережному обращению с посудой, порядку.
« Айболит» - учит быть добрыми, заботиться о других, помогать.
«Муха – Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
«Тараканище» - быть смелым, добрым.
« Мойдодыр» - аккуратности и опрятности, чистоте .
« Путаница» - (порядку, жить по правилам, дружно, помогать в беде).
Воспитатель: кто автор этих сказок?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: и с этим заданием, вы справились!
Воспитатель: Ребята, герои сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина! Игра "Кому принадлежат эти предметы? " :
(на столе разложены предметы, нужно угадать, кому они принадлежат)
Дети: мыло, полотенце, зубная паста и щетка –« Мойдодыр»,
Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода – «Федорино горе».
Чашка, самовар, баранки, монетка – «Муха – Цокотуха».
Градусник, вата, шприц, фонендоскоп – «Айболит».
Галоши, шоколад, перчатки, телефон – «Телефон».
Воспитатель: умники! Ребята, смотрите, какой загадочный сундучок! Вам интересно, что в нём?
(Подходят и рассматривают)
Воспитатель: давайте потрогаем ручками на ощупь, что в нём?
Игра "Угадай на ощупь":
Воспитатель: попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, лягушка или ёжик. Молодцы!
Воспитатель: куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.
(Появляется Василиса Прекрасная)
Василиса Прекрасная: какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее дарю. Но, сначала ответьте на мой вопрос:
Как нужно с ними обращаться?
Дети: бережно, не рвать, не мять, не бросать.
Василиса Прекрасная: ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите!
Воспитатель: спасибо, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.